Общие требования таковы:
применяемый бетон не ниже М-300;
-перепад толщины бетонной стяжки не должен превышать 3 – 5 см. В противном случае рекомендуется выровнять основание подбетонкой;
-рекомендуемая толщина бетонного пола по утрамбованному основанию не менее 12 см, по существующему бетонному основанию не менее 7 см;
-стандартный вариант армирования – дорожная сетка. В случае повышенных нагрузок рекомендуется толщина пола не менее 12 см и усиленное армирование объемным арматурным каркасом;
-для полов с большими эксплуатационными нагрузками рекомендуется применять упрочнители поверхности бетона (топпинги), повышающие прочность поверхности бетона на 100%;
-для обеспыливания и упрочнения поверхности бетона используется полимерная пропитка.
В первую очередь, устройство нового бетонного пола предполагает следующие мероприятия – нивелировку основания и его подготовку.
Нивелировка основания должна производиться оптическими и лазерными нивелирами. Целью данной операции является определение рельефа основания, нулевой отметки, уровня поверхности пола, расчёт разуклонки (при необходимости ее устройства).
При укладке бетонного пола на грунт необходимо сначала хорошо утрамбовать его, чтобы избежать в дальнейшем растрескивания пола вследствие просадки основания. После трамбовки на грунт укладывается песчаная подушка. Ее толщина может быть различной в зависимости от видов грунтов основания, степени их промерзания, высоты поднятия грунтовых вод и т.п. (колеблется в пределах от 0,5 до 1 м). Песчаную подушку также необходимо уплотнить.
Необходимо произвести тщательную подготовку основания. Если в нем есть трещины, то их необходимо расширить и заполнить ремонтным составом, состоящим либо из полимера, либо из цементно-песчаной смеси на напрягающем цементе.
Участки бетонного основания, не поддающиеся ремонту, необходимо полностью демонтировать и уложить новый бетон.
Имеющиеся на отдельных участках основания перепады по высоте снимаются фрезерной машиной. Образовавшуюся при этом пыль удаляют при помощи промышленных пылесосов.
В случае, когда перепады высоты на старом бетонном основании превышают 3-5 см, его необходимо выровнять подбетонкой.
После того, как песчаная подушка утрамбована либо отшлифовано и обеспылено старое бетонное основание, укладывают гидроизоляцию. Чаще всего ее делают из рулонных битумных гидроизоляционных материалов либо полимерных мембран. Если влаги в грунте нет, или ее подсос для конструкции пола некритичен, достаточно выполнить подстилающий слой из полиэтиленовой пленки.
На объектах с большими площадями устройство бетонной стяжки пола осуществляется «картами» – прямоугольниками определённого размера. Размер «карты» определяется площадью пола, уложенной за рабочую смену, т.е. производительностью. По периметру карты устанавливается опалубка.
В качестве опалубки могут использоваться направляющие для виброрейки. Линия опалубки, по возможности, должна совпадать с рисунком деформационных швов, так как в большинстве случаев это место стыка уже схватившегося и свежеуложенного бетона.
В качестве арматуры для бетонных полов чаще всего используется дорожная сетка из арматуры класса В-I диаметром стержней 5 мм с размером ячейки 150Х150 мм, или 100Х100 мм. В тех случаях, когда пол подвергается воздействию повышенных нагрузок (грузовики, погрузчики, штабелёры и т.п.), целесообразно применить вместо дорожной сетки или вместе с ней арматурный каркас. Арматурный каркас, как правило, вяжется по месту из стержней арматуры диаметром от 8 до 16 мм. В тех же случаях, когда на пол будут воздействовать высокие динамические нагрузки (работа механизмов и тяжелого оборудования, складирование громоздких изделий и т.п.), для повышения ударной вязкости и стойкости бетона к растяжению при изгибе в качестве арматуры можно применить стальную фибру.
После того, как установлена опалубка и уложена арматура, приступают к бетонированию полов. Обычно укладываемая в стяжку бетонная смесь имеет подвижность П2, что соответствует осадке конуса от 6 до 10 см. Но в некоторых случаях могут применяться смеси с иной подвижностью. Это зависит от способа укладки и интенсивности уплотнения.
В случае, если автобетоносмеситель может подъехать вплотную к месту укладки, выгрузку бетонной смеси производят непосредственно на подготовленное основание. Если же работы производятся не на первом этаже или в тех случаях, когда автобетоносмеситель не может подъехать к месту укладки, используют бетононасос.
Уплотнение и разравнивание бетонной смеси можно производить двумя способами: с помощью виброрейки по направляющим или с помощью правила по «маякам».
При использовании виброрейки необходимо сначала установить на уровне нулевой отметки и тщательно выставить по горизонту направляющие. В процессе работы нужно следить за тем, чтобы они не были сбиты. После этого на направляющие монтируется виброрейка.
Бетонная смесь заливается на подготовленное основание и разравнивается с таким расчетом, чтобы ее верх был немного выше уровня виброрейки. Бетонная смесь под действием вибрации оседает до нужного уровня и разравнивается. При этом нужно следить, чтобы виброрейка постоянно скользила по поверхности бетона. В тех местах, где смесь оседает ниже ее уровня, лопатой добавляют бетон в необходимых количествах.
На основание пола устанавливается нивелир и произвольно выбирается определенный уровень. Затем к стене, на которой имеется отметка нулевого уровня пола, прикладывается рейка так, чтобы ее низ совпадал с этой отметкой. На рейке ставится риска, соответствующая произвольно выбранному с помощью нивелира уровню.
На основание заливается бетонная смесь приблизительно до половины необходимого уровня, и из нее делаются холмики-маяки с шагом 2 м. На каждый из холмиков устанавливается рейка с риской. Риску совмещают с установленным на нивелире уровнем. После этого вершину холмика подгоняют по низу рейки.
По окончании подготовительных работ пространство между маяками заливают бетонной смесью. Поверхность пола разравнивают правилом вровень с верхушками «маяков». Уплотнение производится глубинными вибраторами.
После того, как будет завершен процесс укладки, уплотнения и разравнивания бетонной смеси, производится обработка поверхности бетона. Для этих целей используются затирочные дисково-лопастные машины (так называемые «вертолеты»).
Но здесь необходимо сделать технологический перерыв, чтобы бетон мог набрать начальную прочность. В зависимости от влажности и температуры окружающей среды этот перерыв составляет от 3 до 7 часов. За это время бетон схватывается так, что взрослый человек, наступая на его поверхность, оставляет след глубиной 3-4 мм. В этот период нужно приступать к грубой затирке поверхности.
Бетон, примыкающий к конструкциям, колоннам, ямам, дверным проемам и стенам, должен быть обработан в первую очередь, так как в этих местах он быстрее твердеет, чем на остальной площади. Затирка бетона в этих местах производится при помощи краевых заглаживающих машин, оснащенных свободно вращающимся кругом.
При использовании сухого упрочнителя (топпинга) его аккуратно рассыпают по поверхности стяжки, стараясь достичь равномерной толщины слоя. Расход материала при первом внесении – около 2/3 от общего объема. Как только топпинг впитает в себя влагу из бетона (это будет видно по потемнению поверхности), производится первая грубая затирка бетонозаглаживающей машиной с диском или плавающими лопастями. После ее завершения следует немедленно внести оставшуюся 1/3 часть топпинга, чтобы он успел пропитаться влагой из цементного молока до испарения воды. Как только смесь пропитается влагой, сразу же приступают ко второй грубой затирке (так же, как описывалось выше).
За время грубой затирки прочность бетона постепенно нарастает. В тот момент, когда нога человека оставляет след глубиной около 1 мм, нужно приступать к финишной затирке. Она осуществляется финишными лопастями затирочных машин.
Расход топпинга зависит от технических условий и нагрузок на пол и составляет:
при легкой и средней нагрузке: 3 – 5 кг/м2;
при средней и большой нагрузке: 5 – 8 кг/м2.
Минимальный расход для цветных топпингов от 5 кг/м2.
Существуют 3 основных типа деформационных швов на бетонной стяжке:
изоляционные швы;
усадочные швы;
конструкционные швы
Изоляционные швы устраиваются вдоль стен, вокруг колонн и вокруг фундаментов под оборудование с целью исключить передачу деформаций от конструкций здания на стяжку пола. Это производится путем прокладки изоляционного материала вдоль конструкций здания непосредственно перед заливкой бетонной смеси.
Усадочные швы необходимы для того, чтобы предотвратить хаотичное растрескивание стяжки в процессе твердения. Они позволяют создать в бетоне прямые плоскости слабины. В результате стяжка дает трещину в заданном направлении. Они могут быть нарезаны по осям колонн и стыковаться с углами швов, идущими по периметру колонн. Карты пола, образуемые усадочными швами, должны быть по возможности квадратными. Или же: длина карты не должна превышать ширину более чем в 1,5 раза. Общее правило – чем меньше карта, тем меньше вероятность хаотичного растрескивания.
Конструкционные швы устраиваются там, где была закончена дневная работа по укладке бетона. Форма края стяжки для конструкционного шва обычно делается по принципу шип в паз, можно использовать шпалы (рейки), положенные поперек шва. Рейки должны устанавливаться в середине глубины стяжки под правильными углами ко шву. Поскольку конструкционные швы зачастую работают как усадочные (они позволяют небольшие горизонтальные подвижки, но не вертикальные), то желательно, чтобы конструкционный шов совпадал с усадочным.
Чтобы облегчить уборку и поддержать целостность краев шва при транспортных нагрузках, нарезанные швы необходимо загерметизировать. Это позволяет защитить шов от проникновения воды и агрессивных сред, а также от засорения.
Тип герметика зависит от нагрузок и условий эксплуатации. Например, там, где полы часто подвергаются влажной уборке и должны выдерживать тяжелые нагрузки, герметики предпочтительны достаточно твердые, чтобы поддерживать края шва и предотвращать их скалывание, и достаточно пластичными, чтобы выдержать легкое открытие и закрытие шва. Наиболее подходящим герметиком в данной ситуации является эмфимастика PU-40.
Перед герметизацией шов должен быть очищен от пыли и мусора путем продувки струями сжатого воздуха, механической очистки щеткой или при помощи пескоструйной машины.
В случаях, когда к поверхности предъявляются повышенные требования по прочности и истираемости, рекомендуется сухая упрочняющая смесь на основе цемента с добавлением кварца, металлической стружки или корунда, отличающаяся повышенной твердостью и стойкостью к истиранию. Этот упрочнитель наносится непосредственно на свежеуложенный бетон и затирается лопастными машинами. Марка бетона такой поверхности достигает М600.
Работа проводится в 2 этапа: сначала в свежеуложенный выровненный бетон втирается специальный цветной упрочняющий состав, затем для дополнительного обеспыливания наносится упрочняющая пропитка Ашфорд Формула, имеющая схожую с водой консистенцию и потому, равномерно распределившись по поверхности бетонной стяжки распылителем или щеткой, она проникает в бетон на 3-4 мм. Так стабилизируется поверхность и образование трещин сводится к минимуму. Кроме того, Ашфорд Формула связывает соли, находящиеся в матрице бетона. Это очень важно, потому что именно соли вызывают появление пыли.
Через 40-45 минут после нанесения на поверхности бетона происходит гелеобразование пропитки. Ее поливают водой, чтобы растворить и дополнительно пропитать стяжку.
Осуществлять пропитку поверхности бетонного пола составом Ашфорд Формула следует тогда, когда бетон наберет прочность, достаточную для того, чтобы воспринимать легкие пешеходные нагрузки (обычно на следующий день после укладки).
В результате использования состава Ашфорд Формула поверхность пола значительно упрочняется и приобретает герметичность по отношению к влаге и химическим растворам. Твердость верхнего слоя бетона возрастает на 40%, прочность на удар – на 13%, абразивная стойкость – на 30%.
Основной проблемой в данном случае является текущее состояние поверхности пола: наличие явных и скрытых дефектов структуры (трещины, сколы, выбоины, раковины), наличие слабого поверхностного слоя или какого-либо покрытия. В данном случае для ремонта может быть использована комплексная система «РетроПлейт», позволяющая устранить все вышеперечисленные дефекты. Она относится к материалам химического упрочнения поверхности. Обработанный ею бетонный пол обладает повышенной стойкостью к влаге и большинству химических соединений. РетроПлейт не меняет качество и текстуру поверхности. Следует учитывать, что получение хорошего декоративного вида зависит от степени предварительной подготовки поверхности. Начинать эксплуатировать такой пол можно уже через сутки после нанесения пропитки.
Выполняется следующий комплекс работ:
шлифовка старого бетонного пола на глубину до 10 мм;
шлифовка осуществляется шлифовально-мозаичными и фрезерными машинами по бетону. Существующие трещины «расшиваются» и заполняются ремонтным составом;
удаление пыли и промывка отшлифованного пола;
пропитка бетона обеспыливающим и упрочняющим составом РетроПлейт. Перед нанесением пропитки бетонный пол необходимо пропитать чистой холодной водой;
очистка и удаление с поверхности стяжки остатков пропитки РетроПлейт при помощи воды, пакли и ветоши.
При ремонте старого бетонного пола необходимо учитывать, что даже если перепады по высоте существующего бетонного пола превышают 2 см и в нем очень много трещин, то, как правило, его восстановление становится нерентабельным. В этом случае гораздо экономичнее и эффективнее выполнить новый бетонный пол.